Номер 4_2014

Обложка: 

Год:

Номер журнала:

Содержание: 

Наука – образовательной практике

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ становления методики обучения физике как педагогической науки и практики В подготовке магистров образования

Бражников Михаил Александрович, научный сотрудник института химической физики РАН, аспирант кафедры теории и методики обучения физике МПГУ, birze@inbox.ru

Пурышева Наталия Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения физике МПГУ,  npurysheva42@rambler.ru 

В статье обосновано значение знаний об истории развития методики обучения физике, описано содержание спецкурса по истории методики обучения физике для студентов и учебной монографии; приведены примеры организации работы студентов
в данном спецкурсе.

In the article there are described: the significance of knowledge about the history of the development of methods of teaching physics, the content of the elective course for students about the history of methods of teaching physics and the content of educational monograph; examples of student`s work in this elective course.

Ключевые слова: история методики обучения физике, методы обучения физике, ситуационные задачи, практические задания, качественные задачи.

Keywords: history of physics teaching methodology, teaching physics, situational tasks, practical tasks, qualitative objectives.

Педагогические условия подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом

Осипова Татьяна Валентиновна, старший преподаватель кафедры искусства балетмейстера Хореографического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (ФГБОУ ВПО ЧГАКИ), osipova.osipova.74@mail.ru.

Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (ЧГАКИ), yakupovna@rambler.ru.

В статье рассматриваются педагогические условия подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Педагогические условия рассматриваются как совокупность мер образовательного процесса, связанных с факторами, определяющими их ход, оказывающими прямое влияние на уровень сформированности готовности к управленческой деятельности.

The article examines the pedagogical conditions of preparation of the future teachers-choreographers to the management of the creative team. Pedagogical conditions are considered as measures of the educational process-related factors in determining their course, have a direct impact on the level of formation of readiness for management.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, факторы, готовность, управленческая деятельность, принципы, ценностно-ориентированная среда, гармонизация отношений, творческая активность.

Keywords: environment, pedagogical conditions, factors, readiness, management activities, principles, values-oriented environment, harmonization of relations, creative activity.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Заболотняя Мария Александровна, магистрант СКФУ, преподаватель НОУ Краевой образовательный центр «Еврознание», г. Ставрополь., Madya06@mail.ru

Маловичко Людмила Михайловна, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики СКФУ, г. Ставрополь, lusy.56@mail.ru

В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, представлены упражнения, позволяющие осуществлять учет речевых нарушений в процессе обучения дошкольников английскому языку.

The article reveals the peculiarities of manifestations of violations of sound pronunciation in preschool children during their learning of the English language, presents exercises that allow the consideration of speech violations in the process of teaching pre-school children English.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дефекты звукопроизношения, обучение английскому языку, развитие речедвигательного анализатора, упражнения на совершенствование звукопроизношения, развитие фонематического восприятия.

Keywords: preschool age, defects of sound pronunciation, English language training, development recidivating analyzer, exercises to improve sound pronunciation, development of phonemic perception.

 

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ И ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Калюжин Петр Владимирович, к.п.н., ГБОУ СОШ № 2009, педагог-психолог, г. Москва, Kpv7ja@rambler.ru

Сироткина Татьяна Юрьевна, научный сотрудник ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва, statjana7@mail.ru

Статья посвящена проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста механизма эмоциональной децентрации и эмпатии. В статье обобщаются опытно-экспериментальные данные имеющихся на сегодняшний день отечественных исследований по указанной проблематике, раскрывается специфика становления и развития механизма эмоциональной децентрации и эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Представлен ряд выводов, которые могут быть полезны для психолого-педагогической практики при развитии эмоциональной децентрации и эмпатии у старших дошкольников.

The article is devoted to the problem of development of children of senior preschool age mechanism emotional decentration and empathy. The article summarizes experimental data available to date, the domestic research on these topics, a specificity of formation and development mechanism emotional decentration and empathy in children of preschool age. Presents a number of conclusions that can be useful for psychological and pedagogical practices in the development of emotional decentration and empathy in older preschoolers.

Ключевые слова: эмоциональная децентрация, эмпатия, сопереживание, сочувствие, содействие.

Keywords: emotional decentration, empathy, empathy, empathy, assistance.

 

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В СТРУКТУРЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Макарова Елена Николаевна, аспирант кафедры психологии развития и акмеологии ФГБОУ-ВПО «Северо-Осетинский Государственный педагогический институт», РСО-Алания, г. Владикавказ, vladmarlen@mail.ru

В статье рассматривается аутопсихологическая компетентность как необходимый компонент акмеологической компетентности педагога. Под аутопсихологической компетентностью понимается углубленное познание себя как личности. Для эффективного развития аутопсихологической компетентности педагога необходим системный подход в разработке и применении акмеологических стратегий развития, направленных на конструктивное целеполагание себя в обществе, саморазвитие и движение к «акме».

In the article we consider the auto psychological competence in-depth knowledge of yourself as a personality. The educator`s achmeplogical development as a subject of educational activities us based on an actualization this question which is bound to a regulation social order (FSS PGE) and identification all conditionality’s and factors that forming psychological competence of a Mature personality . The main condition of this development is constructive identification, self-development and movement to «achme» is society.

Ключевые слова: акмеология, аутопсихологическая компетентность, рефлексия деятельности, личность педагога, планирование, стратегии развития.

Key words: achmeology, auto psychological competence, reflection activity, personality of a teacher, strategies of development, reflection activity, personality of a teacher, strategies planning system, result.

 

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шубина Галина Викторовна, учитель начальных классов, ГБОУ города Москвы «Школа № 2110 «Многопрофильный образовательный комплекс «Марьино», Shubgal@mail.ru

Статья посвящена проблеме средствам активизации коммуникативно-познавательной деятельности младших школьников. Автор рассматривает основные аспекты коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, специфика которых обусловлена стилем текста как источника учебной информации.

The article is devoted to a means of enhancing communicative-cognitive activity of the younger students. The author considers the main aspects of the communicative-cognitive activity of students, the specific of which is determined by the style of the text as a source of educational information.

Ключевые слова: познавательная деятельность, научно-популярный текст, психические познавательные процессы.

Keywords: cognitive activity, popular science text, mental and cognitive processes.

 

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в учебной деятельности

Шульга Вероника Васильевна, аспирант кафедры «Педагогики начального обучения» Московского педагогического государственного университета, veronika2704@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения
в условиях модернизации системы общего образования. Представлены основные характеристики, выделенные учеными
для определения этого понятия.

The article is devoted to the modern problem of the development of cognitive self-dependence of pupils during the process of education in the conditions of the modernization of the system of basic education.
The main charecteristics, pointed out by scientists in sake of definition of the concept, are presented.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, младшие школьники, учебная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Keywords: cognitive self-dependence, primary education pupils, studying activity, The Federal State Education Standard.

 

А я делаю так

Формирование готовности старшеклассников к самореализации в процессе проектной деятельности

Белякина Ирина Васильевна, зам. директора по УВР, учитель технологии МБОУ «Лицей № 3 имени К.А. Москаленко» г. Липецка, irinabelyakina@rambler.ru

В статье раскрывается понятие самореализации в сфере потребностей и жизненных устремлений старшеклассников, описаны приемы и методы, которые применяются в проектной деятельности в контексте процесса формирования данного новообразования, а так же представлены критерии, характеризующие готовность старшеклассников к самореализации.

The article explains the concept of self-realization in the sphere needs and aspirations of students, described the techniques and methods used in project activities in the context of the process of formation of tumors, as well as the criteria characterizing the willingness of students to self-realization.

Ключевые слова: самореализация, творческая самореализация, готовность
к самореализации, личностные функции, критерии готовности к самореализации, педагогические условия творческой самореализации, проектная деятельность.

Key words: self-realization, creative self-realization, readiness for self-realization and personal functions, criteria of readiness for self-realization, pedagogical conditions for creative self-realization, the project activity.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ – СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Боженкова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры элементарной математики и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), krasel1@yandex.ru

В статье рассматривается краткое содержание концепции интеллектуального воспитания учащихся при обучении математике. Обогащение умственного опыта учеников способствует реализации ФГОС в обучении в математике.

The concept of intellectual education of pupils in training in mathematics is considered. Enrichment of intellectual experience of pupils promotes FSES realization in training in mathematics.

Ключевые слова: интеллектуальное воспитание, учебная модель, переработка информации, саморегуляция, универсальные учебные действия.

Keywords: intellectual education, training model, information processing, self-control, universal study actions.

 

Сущность исследовательской деятельности учащихся при решении нестандартных геометрических задач

Малинина Ирина Сергеевна, аспирант кафедры элементарной математики и методики преподавания математики ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет»; учитель математики и информатики ГБОУ СОШ №1078,
г. Москва, oblachko-7@yandex.ru

В статье раскрывается содержание понятия исследовательская деятельность. При этом замечено, что методическая сторона исследуемой проблемы в литературе еще разработана недостаточно. Автор приходит к выводу, что при грамотно построенной педагогической деятельности, применение исследовательских умений при решении геометрических задач позволит познакомить учащихся с нестандартной исследовательской деятельностью. Автор статьи приводит в качестве примера нестандартной исследовательской деятельности задачу из темы «Гомотетия и подобие фигур».

The article reveals the content of research activity. It is also noticed that the methodical part of the studied problem is still developed insufficiently in literature. The author comes to the conclusion that due to competently constructed pedagogical activity, the use of research abilities for the solution of geometrical problems will allow pupils to acquaint with non-standard research activity. The author of the article gives a problem from the topic "Homothety and Similarity of Figures" as an example of non-standard research activity.

Ключевые слова: нестандартная задача, нестандартная математическая деятельность, исследовательская деятельность.

Keywords: non-standard problems, non-standard mathematical activity, research activity.

 

Эвристические приемы при выстраивании интегративных связей между английским языком и химией

Милеева Марина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет», marmil@inbox.ru

Усольцев Сергей Дмитриевич, студент 3 курса факультета фундаментальной и прикладной химии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет», sergeyusoltsev@yahoo.com

Статья посвящена проблеме несовершенства современных отечественных приемов преподавания английского языка в технических вузах. В качестве альтернативы предлагается эвристический подход с интегрирующей функцией английского языка.

The paper concerns imperfect English teaching methods in domestic technological universities. Heuristicapproach with an integrative function of the English language is proposed as an alternative.

Ключевые слова: эвристический подход, интеграция, английский язык, студенты-химики, обучение.

Key words: heuristic approach, integration, English, chemical students, teaching.

 

Эмпирическое исследование процесса развития творческой самостоятельности младших школьников в системе дополнительного образования

Миронова Юлия Павловна, аспирант МПГУ, педагог дополнительного образования МБОУДОД ЦРТДиЮ г. Долгопрудного., yuliannochka08@mail.ru

Данная статья представляет собой описание и анализ экспериментального исследования, проведенного в 2013/2014 учебном году на базе МБОУ ДОД Центра развития творчества детей и юношества г. Долгопрудного.

This article represents the description and analysis of the experimental research, realized in 2013/2014 academic year in the Children and youth’s creativity development centre in Dolgoprudny.

Ключевые слова: творческая самостоятельность, анкета, творческая работа, младшие школьники, система дополнительного образования.

Keywords: creative self-dependency, a form, creative work, pupils of primary school, a system of additional education.

 

Современная образовательная среда

Об опыте перехода общеобразовательных организаций республики Крым и города федерального значения Севастополя на ФГОС РФ на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Кравченко Александр Викторович, кандидат педагогических наук, помощник проректора, доцент общеуниверситетской кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», kr.a@mail.ru

Хапалажева Элионора Анатольевна, кандидат педагогических наук, помощник проректора, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», lala-dek@yandex.ru

В данной статье предпринимается попытка определить и обозначить основные направления деятельности органов исполнительной власти (через анализ основных нормативно-правовых документов), отвечающих за выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования по вопросам, касающихся проблем безопасности. Вносятся предложения в области повышения качества работы по формированию навыков и культуры безопасности жизнедеятельности у детей и молодежи республики Крым и города Севастополя.

The article presents an attempt to define and designate (through the analysis of the main standard and legal documents) the main activities of the executive authorities, responsible for the development of the state policy on legal regulation of safety problems in the sphere of education. The authors offer some proposals for improvement of quality of work on formation of skills and culture of health and safety of the children and youth of the Republic of Crimea and  Sevastopol.

Ключевые слова: ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, образовательная программа, культура безопасности жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности, воспитание, внеурочная работа.

Keywords: Federal Law «Federal law of 21 July 2007 No. 194-FZ» «About Education in the Russian Federation», Learning standards, Educational Program, Culture of Health and Safety, Education, After-Hour Work.

 

Операционные и личностно-регулирующие механизмы мыслительных способностей учащихся 2-х и 3-х классов: анализ и сравнение

Макарова Карина Вячеславовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии младшего школьника, Институт детства ФГБОУ ВПО «МПГУ», Москва, mk-08@mail.ru

Темнова Алла Александровна, аспирант кафедры психологии младшего школьника, Институт детства ФГБОУ ВПО «МПГУ», Москва, allochka45@mail.ru

В статье описывается структура механизмов мыслительных способностей учащихся младших классов, анализируются и сравниваются операционные и личностно-регулирующие механизмы (ценности и учебная мотивация) на одной и той же выборке учащихся во 2-ом и 3-ем классах, прослеживаются определенные закономерности.

The paper describes the structure of the mechanisms of mental abilities of students in lower grades. Analyzes and compares the operating and personal-regulatory mechanisms (values and learning motivation) of the same students in the 2nd and 3rd grades, certain patterns can be traced.

Ключевые слова: способности, мыслительные способности, структура мыслительных способностей, операционные механизмы, личностно-регулирующие механизмы, ценности, мотивы учения.

Keywords: ability, thinking ability, the structure of mental abilities, operating mechanisms, personality-regulatory mechanisms, values, motives teachings.

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (на примере школы № 57)

Моос Елена Владиславовна, соискатель, доктор технических наук, профессор кафедры общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань, e_moos@mail.ru

Моос Евгений Николаевич, профессор кафедры общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, завуч школы № 57 г. Рязань, e_moos@mail.ru

Степанов Владимир Анатольевич, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань, vl.stepanov@rsu.edu.ru

В статье развивается концепция управления образовательным процессом в школе на основе применения инструментальных методов оценки стрессовой устойчивости и адаптационных возможностей школьников старших классов. При этом возникает новая возможность направленного проведения профориентационной работы с учетом индивидуальных особенностей школьников. Обосновывается необходимость внедрения в школьную образовательную среду аппаратно-программного комплекса, что открывает перспективу коррекции в системе управления процессом здоровьесбережения школьников.

The paper focuses on the concept of the educational process management at school develops on the basis of application of the estimation tool methods of stressful stability and an adaptation parameters of the senior classes schoolboys. There is a new opportunity of the directed realization of the professional orientation work in view of individual features of the schoolboys. Already at the first stage of the introduction on school educational medium of a hardware-software system shows the efficiency and prospects of the correction measures in a control system of the schoolboy healthcare processes. The some recommendations are given.

Ключевые слова: образовательная среда, регулирование в системе здоровьесбережения, школьники, аппаратно-программный комплекс.

Keywords: educational medium, regulation in the healthcare system, schoolboys, hardware-software system.

 

О курсе «Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании и физической науке»

Смирнов Александр Викторович, доктор педагогических наук, профессор кафедры Теории и методики обучения физике, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), smirnovav@rambler.ru

Рассматривается программа специализированного курса «Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании и физической науке», проводимого при подготовке магистров педагогического образования на факультете физики и информационных технологий в Московском педагогическом университете. Знания, полученные в ходе изучения курса, используются магистрантами при подготовке магистерских диссертационных работ.

We consider program specialization course "Information and communication technologies in physical education and physical science", held during the preparation of masters of teacher education at the Faculty of Physics and Information Technology at the Moscow Pedagogical University. Knowledge obtained at study entry rate used in the preparation of master masters dissertations

Ключевые слова: информационные технологии, коммуникационные технологии, физическое образование, физическая наука, средства и методы обучения.

Keywords: IT in physical education, physical science, tools and methods of teaching.

 

Сетевое сотрудничество в педагогическом сообществе (школа-вуз)

Титова Людмила Николаевна, доц. кафедры прикладной информатики, к.п.н. БГПУ им. М.Акмуллы, г. Уфа, tludmila7@gmail.com

Зиятдинова Ифира Фиодосиевна, заместитель директора по научно-методической работе и информационно-коммуникационных технологиям МОБУ СОШ № 2 Старобалтачево РБ, Z_ifira@mail.ru

Дмитриев Владимир Геннадьевич, доц. кафедры прикладной информатики, к.п.н. БГПУ им. М.Акмуллы г. Уфа, dmitrievova@yandex.ru

Зиангирова Линеза Фаатовна, ст. преп. кафедры прикладной информатики, к.п.н. БГПУ им. М.Акмуллы г. Уфа, ziangirova.lin@mail.ru

Статья направлена на реализацию основных идей сетевого взаимодействия (школы-вуз). В ней раскрыты формы, методы и обобщён опыт сетевого взаимодействия школы-вуз.

The article is focused on the implementation of the basic ideas of the network of co-working (school, University). It reveals the forms, methods and sum-on experience of networking school-University.

Ключевые слова: сеть, ИКТ-технологии, сетевое сотрудничество.

Keywords: network, technology, networking.

 

Видение будущей школы

Стрельцов Алексей Александрович, канд. пед. наук, доцент кафедры перевода и ИТЛ Институт филологии, журналистики и МКК ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», al-astr@yandex.ru

В статье представлены взгляды ряда отечественных и зарубежных писателей-фантастов на образование в будущем. Показано, что преобладающими являются две позиции – изоляция детей
в школах-интернатах до достижения ими зрелости, или машинное обучение.

The article presents the ideas of some Russian and foreign sci-fi writers concerning education. We show, that two trends – placing children in boarding schools and machine education are predominant.

Ключевые слова: школа будущего, Стругацкие, Брэдбери, Азимов.

Key words: the future school, Strugatsky brothers, R. Bradbury, I. Asimov.

 

 

    Здоровье подрастающего поколения

    ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

    Моос Елена Владиславовна, соискатель, доктор технических наук, профессор кафедры общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань, e_moos@mail.ru

    Моос Евгений Николаевич, профессор кафедры общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, завуч школы № 57 г.Рязань,e_moos@mail.ru

    Степанов Владимир Анатольевич, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань, vl.stepanov@rsu.edu.ru

    Савушкин Олег Викторович, инженер кафедры общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань, o.savushkin@rsu.edu.ru

    В статье предпринята попытка развития подхода регулирования в образовательной системе на основе количественных показателей функционального состояния обучаемого. Затрагиваются составляющие теории управления и диагностики информации о вариабельности сердечного ритма как показателя взаимодействия внешней и внутренней среды. Количественно измеряемые показатели регистрируются аппаратно-программным комплексом «Варикард». Выявляемые при диагностировании характеристики могут послужить основой целесообразного и рационального воздействия на регуляторную структуру обучаемого внесением изменений в организацию учебного процесса.

    The approach regulation attempts of the educational system on the basis of quantitative indicators of the functional state of the schoolboys are made. The diagnosis information and a theory of management on heart rate variability as an indicator of the impact of the external and the internal environment are concert. The quantitatively measurable indicators registered by mean of "Varikard" hardware-software system. Revealed the diagnosis characteristic can be the basis of the rational and purposeful impact on the regulatory structure of the student making changes to the organization of a learning process.

    Ключевые слова: функциональное состояние обучаемого, вариабельность сердечного ритма, аппаратно-программный комплекс «Варикард».

    Keywords: The regulation of the educational system, the diagnosis information, the quantitatively measurable indicators, "Varikard" hardware-software system.

     

    Образование и культура

    Традиции русского сказа в творческом наследии В.И. Белова (на примере сборника «Бухтины вологодские завиральные»)

    Агапова Анастасия Михайловна, аспирант, Московский педагогический государственный университет, Amag11@yandex.ru

    В данной статье анализируются особенности повествовательной модели цикла сказов В.И. Белова «Бухтины вологодские». Творческий метод писателя рассматривается сквозь призму наследования традиций писателей предшествующих эпох, в первую очередь – П.П. Бажова. Новизна данного исследования заключается в попытке проанализировать те черты сказовой формы, которые были заимствованы В.И. Беловым из произведений с доминирующим автобиографическим началом.

    This article analyzes the characteristics of a narrative cycle model Tales VI Belova "Bukhtin Vologda." Creative method of the writer is considered through the prism of inheritance traditions writers of previous eras, in the first place - PP Bazhov. The novelty of this study is to try to analyze the features of the fantastic shapes that have been borrowed VI Belov of autobiographical works with a dominant start.

    Ключевые слова: сказ, автобиография, стиль, стилизация, литературная традиция.

    Keywords: tale, autobiography, style, stylized, literary tradition.

     

    ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Кондрашова Алена Сергеевна, педагог-психолог НОУ «Умка», аспирант КГПУ им. В. П. Астафьева, г. Красноярск, alyona_log@mail.ru

    Статья представляет собой попытку аналитического рассмотрения феномена креативности в контексте образования. В содержании раскрывается проблематика условий формирования креативности, рассмотрен педагогический аспект её функционирования, в частности, анализ ситуации трансформации персональной креативности учителя транзитом через установку.

    The paper is an analytical attempt to consider-rhenium phenomenon of creativity in the educational context. In with-holding reveals the problems of formation of creativity, considered the pedagogical aspect of its functioning by, in particular, the analysis of the situation of transformation Persian-national creativity of the teacher in transit through the installation.

    Ключевые слова: креативность, учитель, образовательный процесс, установки.

    Keywords: creativity, the teacher, the educational process, installation.

     

    Личность художника и творческий процесс

    Цыпин Геннадий Моисеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкальных инструментов МПГУ, заслуженный работник Высшей школы РФ, gmcip@yandex.ru

    В статье рассматриваются особенности художественно-творческой деятельности. Анализируется специфика музыкально-исполнительской практики. Указывается на роль персонально-личностного, суггестивного начала в искусстве. Определяется комплекс индивидуально-личностных, психологических качеств, необходимых для успешной деятельности в сфере художественного творчества.

    This article represents peculiarities of artistic and creative activity. It provides analyses of the nature of musical and performance practices. The article points to the role of personal and suggestive characteristics in the art. It specifies individual, personal and psycological qualities which are necessary for successful artistic self-realization.

    Ключевые слова: художественное творчество. Персонально-личностное, суггестивное начало в искусстве. Музыкально-исполнительская практика. Особенности и свойства нервно-психической конституции человека – и его деятельность в сфере искусства.

    Keywords. Artistic creation. Personal and suggestive characteristics in the art. Musical and performing practice. Peculiarities and characteristics of human neuropsychic constitution – and his of her activities in the art).